Судебная практика: штраф за коррупционное нарушение не является основанием для расторжения госконтракта

21 мая 2025 г., среда

Начальник юридического отдела Госэкспертизы РТ, заслуженный юрист РТ, член Совета по развитию антикоррупционного комплаенса и деловой этики в РТ Гульназ Ильясова рассказала о некоторых возможных последствиях привлечения к ответственности за коррупцию.

За коррупционные нарушения предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность. Так, за незаконное вознаграждение от имени юридического лица по статье 19.28 «Незаконное вознаграждение от имени юридического лица» КоАП РФ максимальный размер административного штрафа может быть назначен судьей не менее ста миллионов рублей с конфискацией денег, ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав. Вместе с тем, минимальные размеры административного штрафа при назначении административного наказания по части 1 статьи 19.28 КоАП РФ исчисляются исходя из кратности его размера, предусмотренной названной нормой, но неменьше 1 миллиона рублей.

Действия, образующие состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 КоАП РФ, признаются совершенными от имени юридического лица, если физическое лицо, их совершившее, представляет юридическое лицо в силу закона, иного правового акта, устава организации или доверенности, в том числе является должностным лицом организации или лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой организации. Физическое лицо, не связанное трудовыми, договорными или иными правовыми отношениями с юридическим лицом, может быть признано действующим в интересах этого юридического лица, если действия, предусмотренные статьей 19.28 КоАП РФ, совершены им по указанию, с ведома или одобрения лиц, уполномоченных действовать от имени организации.

При этом в обязательном порядке подлежит доказыванию наличие экономической или иной (например, репутационной) заинтересованности организации в совершении действий (бездействии), за которые незаконно передано, предложено или обещано денежное вознаграждение, оказаны, предложены или обещаны услуги имущественного характера либо предоставлены, предложены или обещаны имущественные права.

Судебная практика свидетельствует, что незаконное вознаграждение от имени и в интересах юридического лица предлагалось, обещалось и передавалось за осуществление таких действий (бездействие), как, например, непривлечение к ответственности за нарушения требований законодательства, предоставление преимуществ в ходе разрешительных процедур, содействие в заключении различных договоров, в том числе государственных контрактов, подписание актов приемки выполненных работ, услуг, товаров по договорам, неприменение мер принудительного исполнения.

Согласно подпункту «а» пункта 1 части 15 статьи 95 Федерального закона от 5.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случае, если в ходе исполнения контракта установлено, что подрядчик перестал соответствовать установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки. Например, привлечение истца к административной ответственности по статье 19.28 КоАП РФ.

Однако, заказчикам стоит учитывать момент наступления ответственности, чтобы избежать правовых споров и риска признания отказа недействительным.

Так, например, 04.04.2025 вступило в силу Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа № Ф02-868/2025 (кассационная инстанция).

Из материалов дела следует:

04.03.2024 между обществом (подрядчик) и учреждением (заказчик) заключен государственный контракт, согласно пункту 1.1 которого подрядчик обязуется принять на себя обязательства по выполнению всего комплекса работ по ремонту моста через реку в сроки, предусмотренные контрактом, с учетом графика выполнения работ, который является неотъемлемой частью контракта, и сдать результат работ по ремонту заказчику.

19.04.2024 вступило в законную силу постановление и.о. мирового судьи судебного участка о привлечении к административной ответственности подрядчика за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 КоАП РФ. В процессе выполнения государственного контракта подрядчику был назначен штраф за получение незаконного вознаграждения от юридического лица.

04.07.2024 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Основанием для принятия решения учреждением послужило выявленное заказчиком несоответствие подрядчика установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участнику закупки, а именно: привлечение общества к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 КоАП РФ.

Решение заказчика в одностороннем порядке расторгнуть контракт грозит поставщику потерей денег и времени. Кроме того, заказчик направит сведения о контрагенте в реестр недобросовестных поставщиков.

В соответствии с пунктом 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе участник закупки - юридическое лицо, не должно быть в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 КоАП РФ.

В рассматриваемом случае на момент подачи заявки, определения победителя и заключения контракта истец не был привлечен к административной ответственности по статье 19.28 КоАП РФ, в связи с чем с ним правомерно 04.03.2024 был заключен спорный контракт.

Привлечение истца к административной ответственности по статье 19.28 КоАП РФ в процессе исполнения контракта (19.04.2024) не устраняет соответствия истца требованиям к участникам закупки на дату подачи заявки и определения победителя закупки, в связи с чем не является основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от контракта в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 15 статьи 95 Закона о контрактной системе.

Суды трех инстанций признали отказ заказчика от госконтракта недействительным:

  • Штраф по ст. 19.28 КоАП РФ сам по себе не делает контракт недействительным, если он назначен уже после заключения договора.
  • Заказчикам стоит учитывать момент наступления ответственности, чтобы избежать правовых споров и риска признания отказа недействительным.

 

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International