Амина Пирякова: нормы законов для заказчиков и подрядчиков в сфере закупок

5 ноября 2024 г., вторник

Заведующий сектором закупочной деятельности Госэкспертизы РТ Амина Пирякова разъясняет нормы каких законов подлежат применению, если Заказчик работает согласно требованиям федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а подрядчик согласно Федеральному закону от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В данном вопросе ключевым моментом является закон, на основании которого работает заказчик. Исполнитель (подрядчик) при этом может работать как по федеральному закону от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», так и согласно требованиям Гражданского кодекса Российской Федерации.

Гражданский кодекс Российской Федерации закрепляет общие нормы, а федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) – специальные, которые регулируют отношения в контрактной сфере. Специальные нормы имеют приоритет над общими. Данное правило подчеркивается Конституционным судом в постановлении от 29.06.2004 № 13-П по делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 7, 15, 107, 234 и 450 Уголовно-процессуального кодекса РФ в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы.

Таким образом, стороны должны руководствоваться нормами Закона о контрактной системе.

Закон о контрактной системе предусматривает особые требования как для участников закупок, так и для контрактов.

Единые требования к участникам закупки заказчик должен устанавливать при применении конкурентных способов, а также при осуществлении закупки у единственного поставщика.

Требования к участникам закупок регламентированы ст. 31 Закона о контрактной системе и призваны защищать заказчиков от недобросовестных исполнителей. Деятельность исполнителей должна соответствовать требованиям законодательства: от наличия лицензий, исключительных прав, до отсутствия недоимок по налогам и сборам, обязательным платежам, в качестве участника не может выступать иноагент или лицо, в отношении которого проводится процедура ликвидации и др. (ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе).

Контракт, заключенный с исполнителем, не соответствующим требованиям к участникам, является ничтожным в соответствии с п. 2 ст. 168 Гражданского кодекса РФ (пп. 9 и 10 Обзора судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о применении п. 9 ч.1 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).

Важно подчеркнуть, обязательные требования к исполнителю имеют и положительную сторону для него. Согласно ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе, и дополнительные требования не вправе устанавливаться требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе (санкции за нарушение данного требования предусмотрены ч. 4 ст. 7.30 Кодекса об административных правонарушениях).

Требования к контрактам регламентируются ст. 34 Закона о контрактной системе, в том числе должны быть условия о предмете контракта, о порядке и сроках оплаты товара, о сроках возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта и размерах штрафов как в отношении исполнителей, так и заказчиков.

В случае заключения контракта с единственным поставщиком ч.15 ст. 34 Закона о контрактной системе предусматривает возможность заключения контракта в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации для совершения сделок.

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International