Закон № 280-ФЗ предусматривает переход на одностадийное проектирование путем объединения рабочей и проектной документации для исключения необходимости разработки рабочей документации в отношении распределительных газопроводов и газопроводов-вводов, не относящихся к категории технически сложных, уникальных и особо опасных, во исполнение поручения Председателя Правительства РФ М.В. Мишустина от 13.02.2024 № ММ-П51-4433.
Необходимость внесения изменений была обусловлена, в том числе, целями и задачами, предусмотренными поручениями Президента РФ от 07.07.2021 № Пр-1194, от 24.08.2022 № Пр-1483ГС (часть 1 подпункта "п" пункта 1),
17.09.2023 № Пр-1845 (подпункт «в» пункта 1), направленными на обеспечение сокращения количества документов, сведений, материалов, согласований, необходимых для реализации проектов по строительству объектов капитального строительства.
Согласно ч. 1 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ (далее - Кодекс) архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации, рабочей документации (в том числе путем внесения в них изменений в соответствии с Кодексом) применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю земельного участка. При этом рабочая документация разрабатывается на основании проектной документации (ч. 2.1 ст. 48 Кодекса). В соответствии с ч. 1.2 ст. 52 Кодекса строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются в соответствии с проектной документацией и рабочей документацией.
Таким образом, из буквального толкования положений Кодекса следует, что подготовка как проектной документации, так и рабочей документации необходима для всех объектов капитального строительства (за исключением объектов индивидуального жилищного строительства).
При этом положения Кодекса в части эксплуатации объектов капитального строительства, а также положения Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЭ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» регулируют правоотношения, связанные непосредственно с проектной документацией.
Так, например, в соответствии с ч.5 ст. 55.24 Кодекса эксплуатация зданий, сооружений, в том числе содержание автомобильных дорог, должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативных правовых актов РФ, нормативных правовых актов субъектов РФ и муниципальных правовых актов, а также в соответствии с проектной документацией, исполнительной документацией.
Также Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», установлен состав разделов проектной документации, подлежащей экспертизе в соответствии со ст. 49 Кодекса.
В соответствии с ч. 3 ст. 49 Кодекса экспертиза проектной документации не проводится в случае, если для строительства объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство.
Согласно ч. 17 ст. 51 Кодекса для строительства объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением до 1,2 МПа включительно, получение разрешения на строительство не требуется.
Также постановлением Правительства РФ от 12.11.2020 № 1816 предусмотрен перечень объектов капитального строительства, для которых не требуется разрешение на строительство (линии связи, линии электропередачи до 35 KB, дороги 4 и 5 категории и иные не сложные объекты).
Таким образом, законом № 280-ФЗ Правительство РФ наделено полномочиями по установлению случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется подготовка рабочей документации.
Вышеуказанный закон соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров РФ.
Снижение затрат физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности на исполнение ранее установленных обязательных требований и не предусматривает установление новых условий, ограничений, запретов, обязанностей.
Как указывается в пояснительной записке к законопроекту, анализ правоприменительной практики подтверждает, что необходимость разработки рабочей документации в отношении линейных объектов, для строительства, реконструкции которых не требуется получение разрешения на строительство, создает излишние финансовые и временные затраты для застройщиков.
При вступлении с 01.01.2005 года Кодекса в целях ускорения процедуры проектирования и ее удешевления двухстадийное проектирование было упразднено. Необходимость подготовки рабочей документации (помимо проектной документации) вновь введена в Кодекс законом от 01.07.2021 № 275-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ». Таким образом, с июля 2021 года в законодательство о градостроительной деятельности было введено двухстадийное проектирование (стадия П и стадия РД) в отношении всех без исключения объектов капитального строительства, которое имело своей целью установление возможности внесения изменений в проектную документацию без остановки строительства, сокращение сроков и цены строительства.
Сложившая правоприменительная практика при строительстве значительного числа объектов капитального строительства, в том числе линейных объектов для строительства, реконструкции которых не требуется получения разрешения на строительство, показывает, что необходимость разработки рабочей документации в ряде случаев создает излишние финансовые и временные затраты для застройщиков отдельных видов линейных объектов.