Амина Пирякова: отличие договора от контракта, заключенного согласно Закона о контрактной системе

1 августа 2024 г., четверг

Заведующий сектором закупочной деятельности Госэкспертизы РТ Амина Пирякова разъясняет отличие договора от контракта, заключенного согласно Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Закон № 44-ФЗ, Закон о контрактной системе).

Понятие договора в современное законодательство пришло из римского права, где договор (contractus) — соглашение двух или более лиц, в котором одно или несколько лиц обязуются перед другим лицом или перед несколькими лицами дать что-либо, сделать что-либо или не делать чего-либо, т. е. такое соглашение, с которым связываются юридические последствия. И если в практике зарубежных стран договор и контракт, имеют одинаковое значение, то в российском законодательстве понятие «контракт» наделяется особыми условиями и считается самостоятельным термином.

Основой законодательного регулирования закупок в сфере государственных нужд является Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) и Закон о контрактной системе.

Согласно ст. 420 ГК РФ, договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

В соответствие со ст. 526 ГК РФ, по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.

Понятие «контракт» без особого субъектного состава, когда государственное или муниципальное учреждение выступает на стороне Заказчика, вводится Законом № 44-ФЗ.

В соответствие с определением Конституционного Суда РФ от 05.10.2000 № 199-О, нормы Закона № 44-ФЗ являются специальными и имеют приоритет над общими.

В соответствие с п. 8.1 Закона № 44-ФЗ, контракт - государственный или муниципальный контракт либо гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) и который заключен бюджетным учреждением, государственным или муниципальным унитарным предприятием либо иным юридическим лицом в соответствии с ч. 1, 2.1, 4, 4.1, 4.3 и 5 ст. 15 Закона о контрактной системе.

Таким образом, термин «контракт» является тождественным к термину «договор», но используется в определенных правоотношениях, и должен отвечать требованиям, указанным Законом № 44-ФЗ.

Согласно ст. 34 Закона № 44-ФЗ, контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены.

И если контракты, заключенные по результатам конкретных процедур, изначально имеют существенные различия с договорами, то в отличие от гражданско-правовых договоров, контракт, который заключается согласно п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, должен включать определенные условия, а именно

  • Предмет контракта. Круг отношений, которые могут быть предметом контракта, ограничен ч. 1 ст. 1 Закона № 44-ФЗ: поставка товара, выполнение работы, оказание услуги, приобретение недвижимого имущества или аренда;
  • Цена контракта. Является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта (ч. 2 ст. 34 Закона № 44-ФЗ);
  • Ответственность заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом (ч. 4 ст. 34 Закона № 44-ФЗ);
  • Порядок и сроки оплаты товара, работы или услуги. При этом условия по оплате должны быть сформулированы конкретно. Так, в Решении Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере государственного оборонного заказа от 27.04.2015 № КГОЗ–453/15 по результатам рассмотрения жалобы о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок подчеркивается, что формулировка «Заказчик вправе произвести авансовый платеж в размере до 30% от стоимости настоящего государственного контракта» является ненадлежащей формулировкой, следовательно, в проекте контракта не установлено условие о порядке и сроках оплаты работы, а именно не указан точный (конкретный) размер аванса и условия его выплаты;
  • Обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.

Кроме того, в обязательном порядке в контракт включается идентификационный код закупки. В письме Минэкономразвития России от 10.03.2016 № Д28и-623 отмечается, что согласно положениям ст. 23 Закона № 44-ФЗ идентификационный код закупки указывается в плане закупок, плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных указанным законом, и обеспечивает взаимосвязь таких документов. При этом идентификационный код закупки не относится к условиям контракта.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что наименование документа «договором» или «контрактом» не имеет юридического значения для Закона о контрактной системе, нормы ГК РФ, которые применяются к договорам, применяются и к контрактам, если иное не предусмотрено нормами Закона № 44-ФЗ.

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International