В 2012 году Россия ратифицировала Конвенцию ООН о правах инвалидов. С тех пор законодательство в этой сфере было существенно переработано, в частности, в целях реализации задачи формирования безбарьерной среды. Весомый вклад в развитие этого направления вносит ГАУ «УГЭЦ РТ», в учебном центре которого проводится обучение по программе повышения квалификации «Создание доступной среды жизнедеятельности инвалидов», востребованное специалистами со всей России.
— Четыре принципа доступной среды — доступность, безопасность, информативность и комфортность, — рассказала Ирина Просвирякова, советник министра строительства, архитектуры и ЖКХ РТ, экспертинспектор системы добровольной сертификации товаров, услуг (работ) в области предупреждения причинения вреда при формировании и обеспечении безбарьерной среды для инвалидов и МГН, член рабочей группы по экспертизе и доработке первых редакций проектов национальных стандартов РФ по обеспечению доступности объектов и услуг для инвалидов и других МГН. — Напомню, с 2016 года все заново строящиеся объекты должны в полном объеме соответствовать всем требованиям доступности для инвалидов — за этим строго следит Госстройнадзор, с которым мы активно сотрудничаем, а Госэкспертиза контролирует, чтобы эти нюансы были четко прописаны в проектной документации. Курс повышения квалификации по доступной среде ГАУ «УГЭЦ РТ» — живой, мобильный, с упором на практическое применение знаний, поскольку нормативная база в данной сфере активно меняется.
Только за последние годы по вопросам формирования безбарьерной среды жизнедеятельности для инвалидов в действие вошли несколько ГОСТов, вносятся изменения в базовый Свод правил СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», идет работа по экспертизе и доработке окончательных редакций новых национальных стандартов в сфере доступной среды. Отмечу, что еще в 2011 году республика стала одним из пилотных регионов, где началась реализация важнейшей госпрограммы «Доступная среда», и мы за эти годы накопили большой практический опыт.
Слушатели курса — проектировщики, строители, архитекторы, руководители учреждений, входящих в программу «Доступная среда», представители администраций городов и муниципальных районов, сотрудники, непосредственно сопровождающие инвалидов на объектах, — они должны знать, какие есть препятствия и как помочь инвалидам их преодолеть. Понятие сопровождения людей, относящихся к маломобильным группам населения, сегодня вошло в строительные нормативы, но чтобы грамотно сопровождать, надо знать множество нюансов.
— В зависимости от специализации слушателей и целей обучения программа имеет разную длительность — от одного до трех дней. Часто, пройдя один курс повышения квалификации, слушатели заявляются на курс повторно — чтобы обсудить результаты применения полученных знаний и задать вопросы, которые возникли в процессе работы. После завершения программы мы не «бросаем» наших слушателей, а сопровождаем их и после обучения. Я всегда оставляю свои контакты, можно задать вопросы, получить обратную связь, — отметила Ирина Просвирякова.
В программе — очное обучение с лекциями, семинарами-обсуждениями, практическими занятиями (которые проводят сами инвалиды), выездами на объекты с доступной средой — чтобы наглядно показать, как правильно организовывать комфортные условия для людей с ограниченными возможностями здоровья. Подробно изучаются нормативы, положения законодательства в данной области — законы, своды правил, стандарты. Большое внимание уделяется практической составляющей.
Учебный центр тесно и плодотворно сотрудничает с ТРО Всероссийского общества инвалидов представители общества выступают на курсе экспертами, проводят практические занятия, рассказывают, как инвалиды пользуются доступной средой, дают обратную связь архитекторам и проектировщикам: что именно еще требует доработки, на что обратить особое внимание. В конце курса слушатели проходят зачетное тестирование.
— Мы даем максимум знаний, необходимый специалистам в работе. Об этом говорит и популярность курса — в учебный центр ГАУ «УГЭЦ РТ» приезжают слушатели со всего Татарстана и из других регионов, оставляют очень хорошие отзывы, рекомендуют программу коллегам. Сегодня это направление очень востребовано, оно активно развивается, и мы гибко реагируем на запросы времени, запросы самих слушателей, предоставляя самую актуальную информацию на текущий момент, — отметила директор учебного центра ГАУ «УГЭЦ РТ» Лейсен Габдулкабирова.
Эксперты курса анализируют, как реализуются принципы создания доступной среды на реальных объектах, чтобы дать слушателям максимум полезной информации на примерах: как нужно, а как не нужно делать.
— К минусам на данный момент можно отнести недоработки (например, мнемосхемы некорректных размеров), а иногда избыточность обустройства — факты излишнего увлечения элементами доступности тоже есть. Например, я часто вижу изобилие тактильной плитки, которым недовольны сами инвалиды, или таблички шрифтом Брайля на каждом кабинете в учреждениях, где есть сопровождение. Причина — в навязывании своих продуктов и услуг производителями элементов доступной среды, — поделилась Ирина Просвирякова.
Эту проблему отметил и эксперт Всероссийского общества слепых по обеспечению доступности объектов и услуг для инвалидов по зрению Эдуард Ибрагимов.
— Нередко застройщик обустраивает доступную среду в точном соответствии с буквой закона. И в ряде случаев это создает «избыточную доступность». Казалось бы, нормативные документы и СП применены правильно, но результатом пользоваться неудобно.
По мнению эксперта, если центр города оборудован очень хорошо, то в отдаленных районах это не всегда реализовано:
— Хотелось бы повысить доступность среды на разъезде Восстания, где локально проживают и работают много инвалидов по зрению. Или вот еще пример: наличие мнемосхемы сегодня носит рекомендательный характер, поэтому многие застройщики от них отказываются. Я же считаю, если есть выбор, делать или нет, то лучше сделать. Поэтому, когда мы общаемся со слушателями курса по доступной среде, я стараюсь показать им практическую пользу тех или иных элементов.
А заместитель председателя Татарской республиканской организации Всероссийского общества инвалидов Надежда Бакина считает, что сегодня благодаря реализации программы «Доступная среда» в обустройстве городской среды для маломобильных граждан достигнуты значительные успехи. Основные объекты инфраструктуры — поликлиники, учреждения соцзащиты, спорта, культуры, образования — доработаны с учетом правил. Отвечают требованиям современные гипермаркеты. Однако есть вопросы к оборудованности малых коммерческих объектов — аптек, кафе, магазинчиков, центров бытового обслуживания.
— Еще один важный момент — доступность транспорта для инвалидов. Не на всех маршрутах есть низкопольные автобусы и троллейбусы. Не оборудованы остановочные площадки, нет культуры заботы о людях с ограниченными возможностями. В час пик подъезжают к остановке сразу несколько автобусов. Здоровые люди смогут и успеют подбежать к нужному автобусу, а инвалиды пока увидят, какой автобус, пока доберутся до него — ведь необязательно он остановится строго на площадке… — посетовала она.
Необходимо привести остановки в соответствие с требованиями, оборудовать их специальными платформами, обучать водителей общественного транспорта, информировать население об особенностях маломобильных людей. Обучающие программы по созданию доступной среды, по мнению эксперта, вносят большой вклад в формирование культуры отношения к маломобильным людям, создание им достойных условий жизни.
— Моя дочь — проектировщик. После посещения этого курса она отметила, что программа дала много нового и заставила обратить внимание на детали, на которые раньше внимания не обращали, — рассказала Надежда Бакина. — Считаю, если данной информацией будут владеть все больше людей, это качественно изменит отношение к доступной среде в целом.
https://minstroy.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_2803951.pdf