Публикация в журнале «Стройэкспертиза. Республика Татарстан»: сделать среду доступной

20 мая 2021 г., четверг

В 2012 году Россия ратифицировала Конвенцию ООН о правах инвалидов. С тех пор законодательство в этой сфере было существенно переработано, в частности, в целях реализации задачи формирования безбарьерной среды. Весомый вклад в развитие этого направления вносит ГАУ «УГЭЦ РТ», в учебном центре которого проводится обучение по программе повышения квалификации «Создание доступной среды жизнедеятельности инвалидов», востребованное специалистами со всей России.

Кому это полезно

— Четыре принципа доступной среды — доступность, безопасность, информативность и комфортность, — рассказала Ирина Просвирякова, советник министра строительства, архитектуры и ЖКХ РТ, экспертинспектор системы добровольной сертификации товаров, услуг (работ) в области предупреждения причинения вреда при формировании и обеспечении безбарьерной среды для инвалидов и МГН, член рабочей группы по экспертизе и доработке первых редакций проектов национальных стандартов РФ по обеспечению доступности объектов и услуг для инвалидов и других МГН. — Напомню, с 2016 года все заново строящиеся объекты должны в полном объеме соответствовать всем требованиям доступности для инвалидов — за этим строго следит Госстройнадзор, с которым мы активно сотрудничаем, а Госэкспертиза контролирует, чтобы эти нюансы были четко прописаны в проектной документации. Курс повышения квалификации по доступной среде ГАУ «УГЭЦ РТ» — живой, мобильный, с упором на практическое применение знаний, поскольку нормативная база в данной сфере активно меняется.

Только за последние годы по вопросам формирования безбарьерной среды жизнедеятельности для инвалидов в действие вошли несколько ГОСТов, вносятся изменения в базовый Свод правил СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», идет работа по экспертизе и доработке окончательных редакций новых национальных стандартов в сфере доступной среды. Отмечу, что еще в 2011 году республика стала одним из пилотных регионов, где началась реализация важнейшей госпрограммы «Доступная среда», и мы за эти годы накопили большой практический опыт.

Слушатели курса — проектировщики, строители, архитекторы, руководители учреждений, входящих в программу «Доступная среда», представители администраций городов и муниципальных районов, сотрудники, непосредственно сопровождающие инвалидов на объектах, — они должны знать, какие есть препятствия и как помочь инвалидам их преодолеть. Понятие сопровождения людей, относящихся к маломобильным группам населения, сегодня вошло в строительные нормативы, но чтобы грамотно сопровождать, надо знать множество нюансов.

— В зависимости от специализации слушателей и целей обучения программа имеет разную длительность — от одного до трех дней. Часто, пройдя один курс повышения квалификации, слушатели заявляются на курс повторно — чтобы обсудить результаты применения полученных знаний и задать вопросы, которые возникли в процессе работы. После завершения программы мы не «бросаем» наших слушателей, а сопровождаем их и после обучения. Я всегда оставляю свои контакты, можно задать вопросы, получить обратную связь, — отметила Ирина Просвирякова.

Ставка на практику

В программе — очное обучение с лекциями, семинарами-обсуждениями, практическими занятиями (которые проводят сами инвалиды), выездами на объекты с доступной средой — чтобы наглядно показать, как правильно организовывать комфортные условия для людей с ограниченными возможностями здоровья. Подробно изучаются нормативы, положения законодательства в данной области — законы, своды правил, стандарты. Большое внимание уделяется практической составляющей.

Учебный центр тесно и плодотворно сотрудничает с ТРО Всероссийского общества инвалидов представители общества выступают на курсе экспертами, проводят практические занятия, рассказывают, как инвалиды пользуются доступной средой, дают обратную связь архитекторам и проектировщикам: что именно еще требует доработки, на что обратить особое внимание. В конце курса слушатели проходят зачетное тестирование.

— Мы даем максимум знаний, необходимый специалистам в работе. Об этом говорит и популярность курса — в учебный центр ГАУ «УГЭЦ РТ» приезжают слушатели со всего Татарстана и из других регионов, оставляют очень хорошие отзывы, рекомендуют программу коллегам. Сегодня это направление очень востребовано, оно активно развивается, и мы гибко реагируем на запросы времени, запросы самих слушателей, предоставляя самую актуальную информацию на текущий момент, — отметила директор учебного центра ГАУ «УГЭЦ РТ» Лейсен Габдулкабирова.

Обратная связь

Эксперты курса анализируют, как реализуются принципы создания доступной среды на реальных объектах, чтобы дать слушателям максимум полезной информации на примерах: как нужно, а как не нужно делать.

— К минусам на данный момент можно отнести недоработки (например, мнемосхемы некорректных размеров), а иногда избыточность обустройства — факты излишнего увлечения элементами доступности тоже есть. Например, я часто вижу изобилие тактильной плитки, которым недовольны сами инвалиды, или таблички шрифтом Брайля на каждом кабинете в учреждениях, где есть сопровождение. Причина — в навязывании своих продуктов и услуг производителями элементов доступной среды, — поделилась Ирина Просвирякова.

Эту проблему отметил и эксперт Всероссийского общества слепых по обеспечению доступности объектов и услуг для инвалидов по зрению Эдуард Ибрагимов.

 Нередко застройщик обустраивает доступную среду в точном соответствии с буквой закона. И в ряде случаев это создает «избыточную доступность». Казалось бы, нормативные документы и СП применены правильно, но результатом пользоваться неудобно.

По мнению эксперта, если центр города оборудован очень хорошо, то в отдаленных районах это не всегда реализовано:

— Хотелось бы повысить доступность среды на разъезде Восстания, где локально проживают и работают много инвалидов по зрению. Или вот еще пример: наличие мнемосхемы сегодня носит рекомендательный характер, поэтому многие застройщики от них отказываются. Я же считаю, если есть выбор, делать или нет, то лучше сделать. Поэтому, когда мы общаемся со слушателями курса по доступной среде, я стараюсь показать им практическую пользу тех или иных элементов.

А заместитель председателя Татарской республиканской организации Всероссийского общества инвалидов Надежда Бакина считает, что сегодня благодаря реализации программы «Доступная среда» в обустройстве городской среды для маломобильных граждан достигнуты значительные успехи. Основные объекты инфраструктуры — поликлиники, учреждения соцзащиты, спорта, культуры, образования — доработаны с учетом правил. Отвечают требованиям современные гипермаркеты. Однако есть вопросы к оборудованности малых коммерческих объектов — аптек, кафе, магазинчиков, центров бытового обслуживания.

— Еще один важный момент — доступность транспорта для инвалидов. Не на всех маршрутах есть низкопольные автобусы и троллейбусы. Не оборудованы остановочные площадки, нет культуры заботы о людях с ограниченными возможностями. В час пик подъезжают к остановке сразу несколько автобусов. Здоровые люди смогут и успеют подбежать к нужному автобусу, а инвалиды пока увидят, какой автобус, пока доберутся до него — ведь необязательно он остановится строго на площадке… — посетовала она.

Необходимо привести остановки в соответствие с требованиями, оборудовать их специальными платформами, обучать водителей общественного транспорта, информировать население об особенностях маломобильных людей. Обучающие программы по созданию доступной среды, по мнению эксперта, вносят большой вклад в формирование культуры отношения к маломобильным людям, создание им достойных условий жизни.

— Моя дочь — проектировщик. После посещения этого курса она отметила, что программа дала много нового и заставила обратить внимание на детали, на которые раньше внимания не обращали, — рассказала Надежда Бакина. — Считаю, если данной информацией будут владеть все больше людей, это качественно изменит отношение к доступной среде в целом.

https://minstroy.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_2803951.pdf

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International