Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон 44-ФЗ) и Федеральный закон от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон 223-ФЗ) регулируют сферу закупок государственных организаций и организаций с государственным участием.
Закон 44-ФЗ регулирует каждый этап электронных процедур и нарушение является основанием для начисления заказчикам штрафов и отменой уже состоявшихся закупок, а для подрядчиков - включением в реестр недобросовестных поставщиков.
Закон 223-ФЗ устанавливает только ключевые принципы закупок.
При существенных отличиях вышеназванных законов, их объединяют три конкурентные процедуры, которые проводятся на площадке единой информационной системы:
Наименование и основные характеристики процедур, определенные по Закону №223-ФЗ, так и по Закону №44-ФЗ совпадают, однако при детальном рассмотрении, условия проведения электронного аукциона по вышеуказанным законам отличаются.
Так, например, согласно Закону 44-ФЗ при проведении электронного аукциона оценки заявок осуществляется по формулам, предусмотренным пунктами 9 Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 № 2604 «Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства РФ от 20.12.2021 г. № 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства РФ».
Закон 223-ФЗ не содержит строгих ограничений по критериям для выбора победителей участников закупки. Согласно ч. 6 ст. 3 Закон 223-ФЗ заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Закон №223-ФЗ не ограничивает заказчика в выборе формы конкурса: конкурс может быть проведен как в электронном виде, так и на бумажном носителе, т.е. заявки участников могут быть представлены в конвертах.
Перечни товаров, когда электронный аукцион в обязательном порядке проводится как по Закону 223-ФЗ, так и по Закону 44-ФЗ, устанавливаются Правительством РФ.
Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р «О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)» установлен перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых, заказчик обязан проводить аукционы согласно нормам Закона № 44-ФЗ.
В отношении Закона № 223-ФЗ действует Перечень промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 № 616 «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства».
Процедура электронного аукциона начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Участники последовательно подают свои предложения, снижая НМЦК. Побеждает поставщик, который соответствует требованиям заказчика и предложил наименьшую цену.
По Закону 44-ФЗ, электронный запрос котировок является наиболее удобной процедурой в целях сокращения сроков закупки (9 рабочих дней с момента размещения извещения в ЕИС), при этом начальная максимальная цена контракта не должна превышать 10 млн руб. (44-ФЗ).
По закону 223-ФЗ, сроки и предельная стоимость или виды товаров, работ, услуг, которые закупаются запросом котировок, устанавливаются в Положении о закупке, например – закупка стандартных товаров, работ и услуг. Данная электронная процедура подходит для закупок простой продукции, когда не устанавливаются требования к опыту и квалификации участников.
Таким образом, вышеуказанные конкурентные процедуры по Закону 44-ФЗ и Закону 223-ФЗ имеют много общих черт и при этом наделены рядом отличительных особенностей при их проведении.