Тамара Сальникова рассказала об опыте экспертной оценки проектов заданий на проектирование

9 апреля 2024 г., вторник

Задание на проектирование является ключевым документом, характеризующим технико-экономические показатели, включая предельную стоимость и требования к техническим решениям проекта строительства, а также важный элемент планирования.

Заместитель начальника Управления экспертизы ГАУ «УГЭЦ РТ» Тамара Сальникова рассказала об опыте экспертной оценки проектов заданий на проектирование.

Согласно ч. 11 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ (далее – ГрК РФ) подготовка проектной документации осуществляется на основании задания застройщика или технического заказчика (при подготовке проектной документации на основании договора подряда на подготовку проектной документации), результатов инженерных изысканий, информации, указанной в градостроительном плане земельного участка … в соответствии с требованиями технических регламентов, техническими условиями, разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

Согласно ч.5 ст. 49 ГрК РФ предметом экспертизы проектной документации является оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям в области охраны окружающей среды, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям к безопасному использованию атомной энергии, требованиям промышленной безопасности, требованиям к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требованиям антитеррористической защищенности объекта, заданию застройщика или технического заказчика на проектирование. Оценка соответствия проектной документации заданию застройщика или технического заказчика на проектирование была введена в оборот Федеральным законом от 03.08.2018 №384-ФЗ.

Впервые типовая форма задания на проектирование объекта капитального строительства и требований к его подготовке была утверждена приказом Минстроя России от 01.03.2018 №125/пр в соответствии с абзацем пятым п. 3 постановления Правительства РФ от 12.05.2017 №563 «О порядке и об основаниях заключения контрактов, предметов которых является одновременное выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». В соответствии с Приложением №2 к данному приказу подготовка задания на проектирование объекта капитального строительства осуществляется застройщиком (техническим заказчиком) в соответствии с типовой формой задания на проектирование объекта капитального строительства (Приложение №1). Проект задания на проектирование подлежит согласованию с руководителем главного распорядителя средств федерального бюджета в отношении объекта федеральной собственности, главного распорядителя средств бюджета субъекта РФ в отношении объекта государственной собственности субъекта РФ или главного распорядителя средств местного бюджета в отношении объекта муниципальной собственности.

Методические рекомендации о проектах заданий на архитектурно-строительное проектирование объектов капитального строительства, строительство (реконструкция) которых осуществляется за счет средств бюджетной системы РФ были утверждены приказом Минстроя России от 10.06.2020 №313/пр (далее – Методические рекомендации). Методическими рекомендациями к проекту задания на проектирование предполагалось составление пояснительной записки.

Экспертная оценка проектов заданий на проектирование в экспертных органах, рекомендованная Минстроем России, была направлена на более точное установление идентификационных признаков объекта капитального строительства (в том числе, функциональное назначение, основной и дополнительный профиль или профили, основная конструктивная схема здания, другие требования идентификации, присвоение соответствующих мощностных характеристик). Результат оценки должен способствовать не только созданию объектов капитального строительства, соответствующих требованиям технических регламентов, но и качественному обоснованию административно-управленческих решений, учету требуемых условий и затрат при формировании инвестиционных программ на стадии бюджетного планирования.

В дальнейшем приказом Минстроя России от 21.04.2022 № 307/пр (далее - Приказ №307/пр) была утверждена Форма задания застройщика или технического заказчика на проектирование объекта капитального строительства, строительство, реконструкция, капитальный ремонт которого осуществляются с привлечением средств бюджетной системы Российской Федерации (далее – Форма задания). Приказ №307/пр вступил в силу с 19.06.2022 и действует на данный момент.

По общему правилу при подготовке задания на проектирование следует руководствоваться законодательными и нормативными правовыми актами РФ, техническими регламентами, законодательными и нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, которым в установленном порядке предоставлено право в пределах своих полномочий осуществлять отдельные функции нормативно-правового регулирования, национальными стандартами, сводами правил, положениями которых установлено, что содержащиеся в них нормы, требования и иные сведения подлежат включению в состав задания на проектирование.

В Республике Татарстан экспертная оценка проектов заданий на проектирование в Госэкспертизу РТ проводиться с 2020 года на основании распоряжений Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ РТ. При этом, распоряжением не установлена форма или порядок оформления результатов экспертной оценки проектов заданий на проектирование в экспертном органе, не предусмотрено и его согласование экспертным органом.

Что показал опыт проведения экспертной оценки проектов заданий на проектирование?

Содержание представляемых на рассмотрение материалов имеет такие характерные недостатки:

  • в проектах заданий присутствуют ссылки на недействующие или не актуальные национальные стандарты и своды правил;
  • отсутствуют показатели вместимости (пропускной способности), которая, согласно п. 3.1.6. СП 118.13330.2022 «Общественные здания и сооружения СНиП 31-06-2009»характеризуется как удельный показатель расчетного количества посетителей (посадочных мест, коек, обращений в сутки и пр.) общественного здания за определенное время и при заданном режиме его функционирования;
  • не указываются сведения о предполагаемой (предельной) стоимости строительства объекта, определенной с применением укрупненных нормативов цены строительства (далее - НЦС), с обязательным приложением расчета предельной стоимости строительства объекта с учетом затрат на устройство наружных сетей и благоустройства территории, а при отсутствии НЦС, с обоснованием предполагаемой (предельной) стоимости строительства осуществляемой на основе документально подтвержденных сведений об объектах-аналогах (объектов, аналогичных по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство);
  • указываются излишние требования, в результате чего, в будущем, может возникнуть необходимость их значительной корректировки, требующей переутверждения заданий на проектирование;
  • не предусматривается применение типовой проектной документации или типовых проектных решений.

К представляемым на экспертную оценку проектам заданий на проектирование не прилагаются документы и материалы, указанные в п. 46.1 – 46.8 Формы задания, утвержденной Приказом № 307/пр:

  • градостроительный план земельного участка и (или) проект планировки;
  • результаты инженерных изысканий;
  • технические условия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения;
  • сведения о надземных и подземных инженерных сооружениях и коммуникациях;
  • иные документы и материалы, необходимые для проектирования в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе, материалы, полученные от местных органов исполнительной власти, в том числе картографические (топографические) материалы, ситуационный план и пр., предварительные требования по санитарно-эпидемиологическим, экологическим условиям, что можно констатировать как полное отсутствие исходных данных.

Исходя из опыта экспертной оценки проектов заданий на проектирование следует сделать вывод, что проекты заданий на проектирование носят слишком общий характер, не достаточно информативны, не конкретны, не отражают особенностей функционального назначения объектов, что не позволяет, в должной мере, сделать выводы о достаточности исходных данных и требований по подготовке проектной документации для оценки экономической обоснованности сметной стоимости строительства (бывает затруднительно подобрать объект-аналог или НЦС для определения предполагаемой (предельной) стоимости строительства, т.к. недостаточно классификаторов признаков для параметрического сопоставления с аналогами) и проектирования объектов капитального строительства, строительство которых осуществляется за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ. Например, при определении предельной стоимости строительства объектов жилищно-гражданского строительства, сборниками укрупненных нормативов цены строительства учтена стоимость технологического оборудования, но отсутствует его перечень. В частности в НЦС 81-02-04 Сборник № 4 «Объекты здравоохранения» невозможно определить долю медицинского оборудования в общей стоимости ТХ.

Так же, следует отметить, что при выполнении экспертной оценки заданий на проектирование наиболее проблемными, являются проекты заданий на проектирование объектов медицинских организаций, особенно предполагаемых к оказанию высокотехнологичной медицинской помощи. В установленной Приказом № 307/пр Форме задания на проектирование не предусмотрено указание сведений об уровне оснащенности медицинским оборудованием. По мнению Госэкспертизы РТ, составлению задания на проектирование таких объектов должен предшествовать технологический аудит на основании исследовательских данных в профессиональной медицинской среде (опыт использования, срок службы, «цена-качество», ремонтопригодность на основании мониторинга стоимости технологического оборудования). На данный момент отсутствует показатель потребности в денежных средствах, необходимых для оснащения единицы мощности медицинской организации разной медицинской направленности, а также комплексного вида, предназначенной для планирования (обоснования) инвестиций в объекты капитального строительства по типу «Перечня средств обучения и воспитания, соответствующих современным условиям обучения, необходимых при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий государственной программы РФ «Развитие образования», направленных на содействие созданию (создание) в субъектах РФ новых (дополнительных) мест в общеобразовательных организациях, модернизацию инфраструктуры общего образования, школьных систем образования, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению общеобразовательных организаций, а также определении норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания», утвержденного приказом Минпросвещения России от 06.09.2022 №804. Следует исключить борьбу строителей и медиков, одних - за минимальную цену строительства, а других – за высокий уровень оснащенности, соответствующий современным условиям развития техники и технологий в области здравоохранения.

Отсутствие практически во всех представленных на экспертную оценку проектов заданий на проектирования сведений о предполагаемой (предельной) стоимости строительства объекта, не позволяет сделать выводы об экономической обоснованности сметной стоимости строительства.

Опыт экспертной оценки показал, чтобы задания на проектирование стали источниками достаточной и достоверной информации о проектах строительства, их составлению должна предшествовать ответственная предпроектная работа с элементами упрощенного технологического и ценового аудита, которые могли бы служить основанием для принятия управленческих решений в планировании бюджетного финансирования.

Только качественная предпроектная подготовка проектов строительства, содержательный анализ технико-экономических показателей и предельной стоимости строительства до начала реализации объектов, оптимизация затрат путем применения типовой проектной документации или типовых проектных решений может позволить повысить качество подготовки проектной документации.

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International