«Все прожекты зело исправны быть должны, дабы казну зряшно не разорять и Отечеству ущерба не чинить. Кто станет абы как ляпать, того чина лишу и кнутом драть велю».
Император Петр I
Наиболее серьезное отношение к экспертизе стало уделяться в эпоху Петра I, который своими указами утвердил Канцелярию Городовых дел (1706 г) и Канцелярию от строения (1721 г), которые занимались надзором за постройками в городах и селах, и обсуждением проектов.
В последующие столетия управлением, контролем и надзором за строительством занимались и строительный комитет при Департаменте Внутренних дел (1802 г), и Техническо-Строительный комитет при МВД (1865 г), и Городские управы (земства). Экспертные органы в этот период играли неосновную роль, надзирая только за соблюдением строительного законодательства, не вмешиваясь в саму сферу строительного производства. Это в равной степени относилось и к производству строительных материалов. Единственной областью, где осуществлялся государственный надзор за качеством проектирования и строительства, была сфера государственного строительства: строительство железных дорог и путевых сооружений, военных и казенных объектов и т.п.
И только в начале 30-х годов XX века, с зарождением проекта строительства первого метро в СССР (при отсутствии практического опыта в метростроении) возникла необходимость организации комплексной экспертизы всего проекта с привлечением соответствующих экспертных комитетов Германии, Франции и Великобритании. Это позволило изучить и:проанализировать все недоработки в процессе эксплуатации зарубежного метрополитена (в Берлине, Париже, Лондоне и др.), учесть все инновационные достижения, использованные по мере их реконструкции и расширения, и сформулировать четкие предложения по методологии качества представленной проектной документации, исходя из особенностей юрских грунтов московского подземного пространства, размещения населения на территории и транспортных проблем г. Москвы. Утверждение Правительством окончательного сводного заключения по двухвариантной схеме прокладки линий метрополитена в г. Москве с учетом предложений зарубежных экспертов вывело советскую экспертизу на европейский уровень.
Принятый впервые состав советской экспертной комиссии в виде многоотраслевого органа (проблематика: геология, гидрология, горнотоннельная, строительная, электротехническая, транспортная, экономическая и др.) с привлечением ведущих ученых и специалистов страны с тех пор стал эталоном структуры экспертных комиссий (органов).
В последующие годы подразделения с такими же функциями появляются во всей стране, в том числе и в ТАССР.
Новый этап в развитии экспертизы в Республике Татарстан связан с вышедшим Постановлением Совета Министров СССР от 23.07.1987 №841 «О совершенствовании экспертизы проектов и смет на строительства предприятий, зданий и сооружений, подведомственные республиканским и местным органам управления», и Постановлением Совета Министров ТАССР от 4.11.1988 №385.
Важность значения экспертизы для РТ можно показать на примере самых узнаваемых строений Казани.
В 1988-м, в год создания нашего учреждения, произошел пожар в здании Национального музея Республики Татарстан, расположенном на Кремлевской улице.
Место, на котором сейчас находится здание музея, издавна было торговым. Торговля на этой площади велась и во времена ханского правления, и после взятия Казани Иваном Грозным. Для заезжих гостей, так звались в раньше купцы и крупные торговцы, поставили 82 казенных амбара и пять изб. Все это было обнесено деревянными стенами с тремя воротами и официально названо Гостиным двором. Амбары сдавались купам в аренду - при условии, что они будут здесь хранить товары. За это в пользу города взималась хорошая пошлина. Количество торговых рядов с годами увеличивалось. И в XVIII веке постройки гостиного двора были выложены из камня.
Во время пугачевского нашествия Гостиный двор пострадал от пожара так, что император Павел I даровал городу Казани беспроцентную ссуду на десять лет из губернских доходов, в размере 200 тыс.руб. для сооружения нового Гостиного двора. Каменный двухэтажный Гостиный двор был заложен 25 июня 1800 года. Северо-восточный угол двора был отдан под помещения городского музея, открывшегося для публики 6 апреля 1895 года, который существует и поныне.
После 1927 года гостиный двор перестал использоваться как торговое место, а сам музей потеснили конторы многочисленных казанских организаций и трестов - от Горгаза до трамвайного управления. Из-за нехватки полезных площадей в 1929 году началась работа по надстройке здания бывшего гостиного двора. «Музейный блок» был наращен двумя дополнительными этажами, сильно исказив не только его внешний облик, но и исторически сложившийся городской силуэт. Фундамент старого дома, не выдерживая дополнительной нагрузки, попросту «плыл», на стенах то в одном, то в другом месте появлялись трещины, а в апреле 1946 года после спешного отселения жильцов и нескольких контор обрушилось юго-восточное крыло здания.
В 1959 году на этом месте был выстроен пятиэтажный жилой дом для партийных функционеров и профессуры, прозванный в народе «Дворянским гнездом».
В 1980-1985 гг. был разработан комплексный проект реконструкции бывшего гостиного двора, предусматривавший отселение сторонних организаций. Но этому проекту не было суждено воплотиться в жизнь: в ночь на 10 декабря 1987 года два верхних (надстроенных) этажа здания бывшего гостиного двора сгорели в пожаре.
С целью повышения устойчивости и конструктивной надежности здания, дважды проводилась корректировка проекта по замечаниям экспертов нашего Учреждения. Заказчику и проектному институту было предложено пересмотреть проектное решение по прокладке пристенных заглубленных коммуникационных галерей в связи с возможным обрушением строения из-за потери несущей способности основания фундаментов в одном из блоков здания. Было рекомендовано устройство осушающего дренажа в местах интенсивного увлажнения грунта поверхностными и техногенными водами. Все запроектированные конструкции были приведены в соответствие с требованиями норм по несущей способности.
И ко столетию казанского музея здание обрело облик конца XIX столетия: портал в стиле «модерн», эклектический шатер, характерную рустовку стен и подклетные первые этажи со стороны улицы Кремлевской.
На этой же улице находится еще один объект, который, к сожалению, потерял свое функциональное назначение по причине обрушения. Александровский пассаж был построен в 1883 году. Украшенный лепниной фасад и внутренне убранство здания восхищали и покоряли жителей города. В 1977 году из-за ослабевших грунтов произошло проседание и рухнул Черноозерский блок здания.
Еще один известный памятник архитектуры, башня Сююмбике, названная в честь царицы Казанского ханства, уникальна своим «падением». Отклонение от оси, которое на начало 2023 года составляло 2,08 м., связано с ошибками в просчетах, и в том числе с тем, что не были проведены изыскания. А поскольку экспертизы в начале XVIII века, когда велось строительство башни, в Казани не было, некому было обнаружить ошибку до начала строительства. Если проект был бы подготовлен должным образом, то удалось бы установить, что северо-восточный угол башни планируется заложить на подземных остатках предполагаемой мечети ханского периода. Кроме того, высота фундамента башни не соответствует ее высоте.
Сегодня учреждение играет важную роль в предотвращении подобных ошибок в будущем. Проектная документация и результаты инженерных изысканий объектов капитального строительства проходят проверку на соответствие требованиям технических регламентов и результатам инженерных изысканий, на достоверность определения сметной стоимости. Происходит оценка технических и экономических параметров проекта, выявляются потенциальные проблемы и риски, определяется эффективность предлагаемых решений и оптимизация бюджетных средств.
1. Юбилейная книга ко дню 30-летия ГАУ «УГЭЦ РТ»
2. Клочков А. Казанский посад: стены и судьбы / Казань: Издательство «Отечество», 2022. - 344 с.
4. https://www.mos.ru/news/item/28604073/