Строительный контроль — это комплекс мероприятий и мер, направленных на обеспечение качества выполнения строительно-монтажных работ, соблюдение сроков, объема, стоимости строительства, соответствие проектной документации нормативным требованиям. Понятие «строительный контроль» объединяет технический надзор заказчика, авторский надзор и производственный контроль.
Порядок проведения строительного контроля регламентируется ст. 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации и Положением № 468 от 21.06.2010 «О проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденного постановлением Правительства РФ» (далее — Положение о строительном контроле).
Объектом строительного контроля является строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства (независимо от источников финансирования).
Строительный контроль проводится в процессе выполнения работ в отношении объекта капитального строительства для того, чтобы не допустить нарушения градостроительного законодательства, а также своевременно предотвратить негативные последствия таких нарушений.
Предметом строительного контроля в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений является проверка соответствия выполняемых работ:
На основании ч. 2 ст. 53 ГрК РФ строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства на основании договора строительный контроль проводится также застройщиком или техническим заказчиком либо привлекаемым ими на основании договора физическим или юридическим лицом. Таким образом, осуществление строительного контроля является обязанностью лиц, осуществляющих строительство. Строительный контроль способен защитить заказчика от рисков, связанных с действиями недобросовестных подрядчиков.
Существуют разные формы проведения строительного контроля.
Это может быть:
В соответствии с ч. 7.1 ст. 53 ГрК РФ итоги строительного контроля оформляются в виде акта по результатам контрольных мероприятий (в том числе на скрытые работы), контрольные мероприятия отражаются в общем журнале работ.
На объектах капитального строительства, возводимых с привлечением бюджетных средств, осуществление подрядчиком строительного контроля финансируется за счет накладных расходов подрядчика, предусмотренных в цене договора строительного подряда.
Размер затрат заказчика на осуществление строительного контроля при строительстве объектов капитального строительства, с привлечением бюджетных средств, определяется исходя из общей стоимости строительства, за исключением расходов на приобретение земельных участков, в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2000 года (без налога на добавленную стоимость) путем расчета с применением нормативов расходов заказчика и указывается в главе 10 сводного сметного расчета стоимости строительства отдельной строкой «Строительный контроль».
Нормативы расходов заказчика на осуществление строительного контроля при строительстве объектов капстроительства, финансируемых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, и нормативы численности работников заказчика, на которых в установленном порядке возлагается обязанность по осуществлению строительного контроля, определяются согласно приложению к Положению о строительном контроле (см. таблицу 1).
При стоимости строительства более 900 млн руб. в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2000 года:
а) нормативы расходов на осуществление строительного контроля заказчика определяются по формуле H=0,04193×С0,8022/C, где:
Н — норматив расходов на осуществление строительного контроля заказчика в процентах;
С — стоимость строительства в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2000 года;
С0,8022 — стоимость строительства в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2000 года, возведенная в степень 0,8022;
б) численность работников заказчика, осуществляющих строительный контроль, увеличивается на 1 человека на каждые 30 млн руб. сверх указанной суммы.
Предположим, что стоимость капитального ремонта административного здания в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2000 года составляет 12 млн руб., а без НДС — 10 млн руб. (12−2 млн), в том числе:
Цена не включает расходы на приобретение земельных участков, так как речь идет о капитальном ремонте, а не о строительстве объекта. Применяем нормативы расходов заказчика, установленные в приложении к Положению о строительном контроле, к осуществлению строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства. К стоимости капитального ремонта здания (до 30 млн руб.) следует применять коэффициент 2,14. Получаем, что по нормативу размер расходов заказчика на проведение строительного контроля капитального ремонта составит 214 тыс. руб. (10 млн руб. × 2,14%).
Расходы заказчика на проведение строительного контроля, рассчитанные в ценах 2000 года, индексируются путем применения индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных, проектных, изыскательских и других работ, которые ежеквартально публикуются письмами Минстроя России.
На III квартал 2023 года индексы по Республике Татарстан были приведены в письме Минстроя России от 11.09.2023 № 55664-ИФ/09 «О рекомендуемой величине индексов изменения сметной стоимости строительства в III квартале 2023 года, в том числе величине индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, индексов изменения сметной стоимости пусконаладочных работ, индексов изменения сметной стоимости проектных и изыскательских работ», по видам затрат:
В результате затраты заказчика на осуществление строительного контроля капитального ремонта административного здания в ценах III квартала 2023 года с НДС составят 3 341,74 тыс. руб.
Журнал «Стройэкспертиза. Республика Татарстан», № 9 (61) сентябрь 2023, стр 21.